Жизнь

Успех вне дресс-кода

Возможно, многих обрадует новость, что старая поговорка «по одежке встречают, а провожают по уму» работает сегодня несколько иначе. Да, внешний вид безусловно очень важен для того, как позиционирует человек себя в обществе. Но роскошная брендовая одежда и предметы обихода – уже далеко не показатель реального статуса, заработка и положения. А нонкомформистов, оказывается, ценят даже больше, чем тех, кто предпочитает не отличаться от той или иной группы.

Успех вне дресс-кода

Проще говоря, человек, попадая в определенную среду или социальную группу, пытается соответствовать и «играть по правилам». Определенный набор вещей – символика современности, по которой любого можно отнести к тому или иному слою. И, завладев расположением группы, индивидуум пытается не потерять его. Отсюда – покупка одежды того или иногда бренда, гаджетов и прочих вещей, которые нас окружают и видны другим.

Но серия исследований ученых из Гарварда, которая была опубликована в журнале Consumer Research в феврале, свидетельствует о том, что в некоторых случаях люди, отличающиеся от остальных в плане одежды и стиля, считаются более компетентными и значимыми. В своем первом исследовании они попросили продавцов и пешеходов в Милане оценить людей, которые шли в роскошные магазины в спортивной одежде. Пешеходы были более склонны думать, что хорошо одетый человек, скорее всего, имеет деньги, чтобы купить что-то в магазине. Продавцы думали обратное. Они, больше знакомые с розничной торговлей, скорее предположили, что просто одетые клиенты чувствует себя настолько уверенно, что им не нужно одеваться роскошно и кутаться в меха. Они и так ощущают собственную значимость. Такая же картина возникла и у студентов. К профессорам с бородой и в обычной футболке ученики более лояльны, чем к гладко выбритым преподавателям в безупречных костюмах.

Но когда человек одет весьма экстравагантно в рамках какого-либо события, как его воспринимают другие? Вероятно, негативно, предположили исследователи. Но Франческа Джино, адъюнкт-профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, решила проверить эту теорию. Она надела выделяющиеся красные кеды Converse на большое мероприятие, посвященное проблемам малого бизнеса. Доктор Джино обнаружила, что те, кто задавали вопросы, имеют более высокую потребность быть уникальным и дали ей более высокие оценки, чем те, кто этого не сделал.

В то же время лучшим показателем статуса человека является все-таки ум, а не «одежка». Маршалл Скотт Пул, профессор коммуникаций в университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейн, предупреждает, что, как правило, первоначально люди оценивают «креативность» на основе внешних признаков, но с течением времени фокусируются более на поведении. И здесь нужно уже быть предельно внимательным с тем, что и как говорить. Лучший практический совет доктора Пула: «Не говорите много, если у вас есть высокий статус. Люди будут считать, что вы компетентны и когда вы говорите, они будут слушать вас».