Искусство

Современное искусство как культура подделок

В начале 1963 года легендарная «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи находилась в США, за это время экспозицию посетило около двух миллионов человек. Широкий жест французских властей, призванный успокоить климат франко-американских отношений, превратился в настоящие гастроли поп-звезды.

Современное искусство как культура подделок

Однако несколькими месяцами ранее отец поп-арта Энди Уорхол обратил внимание на свое творчество, создав яркие и противоречивые картины, использовав фотографии знаменитостей, в том числе Элвиса Пресли и Мэрилин Монро. Энди просто отпечатал снимки в особой технике шелкографики, применив для этого яркие краски. Такие работы были удобными для воспроизводства печатными СМИ, что облегчило процесс тиражирования и популяризации творчества художника. Так зимой 1963 года работы Уорхола стали более популярными, чем гастроли «Джоконды».

Основатель поп-арта сделал традиционные сложные техники живописи чем-то устаревшим и неактуальным. Уорхол создавал свои картины в считанные минуты, делал множество версий, которые различались цветовой гаммой, размерами и другими параметрами. Искусство, поставленное на поток, стало доступней.

Однако не массовость искусства была главной идеей художника. Своим творчеством он доказывал, что в современном мире в статус шедевра или иконы может быть возведен абсолютно любой человек (да хоть бутылка колы или банка консервов!), а главное в этом процессе канонизации – медиа-тиражирование. Мэрилин Монро работы художника стала главным примером правоты Уорхола и получила от своего создателя имя Моны Лизы.

Ранее, в 1919 году свою интерпретацию легендарной картины да Винчи представил дадаист Марсель Дюшан, пририсовавший «Моне Лизе» усы и снабдив свой постер двусмысленной аббревиатурой. В 2000-х свою версию полотна Леонардо сделал уличный художник-анархист Бэнкси. Так подлинное произведение искусства получает вторую жизнь и дополнительные смыслы в современном арт-процессе, при этом не становясь жертвой мастеров художественных подделок.

Другими словами, современный художник использует методы фальсификаций для создания нового – своего – произведения искусства. Таким образом понятие оригинальности размывается, а сами признанные шедевры десакрализуются. Сегодня эта ситуация затронула и наследие того же Уорхола, чьи произведения настолько глубоко вошли в поп-культуру и так массово растиражированы, что не всегда понятно, Уорхол ли был первоисточником или же это мастерская стилизация.