Неделя моды

Мода как изнанка капитализма?

Мода как изнанка капитализма

Кроме всеобщих восторгов по поводу мировых Недель моды существует и противоположное мнение. Довольно большая часть общества считает, что мода и модные мероприятия – это капиталистический пережиток и эксплуатация других.

Одно из замечаний относится к самому понятию «Неделя моды», которое вернее было бы заменить на «Месяц моды», так как ключевые Недели – Нью-Йорк, Лондон, Париж, Милан – как раз и складываются в целый месяц модной лихорадки. Если учесть, что лихорадит мир два раза в год – февраль и сентябрь – можно смело говорить о двухмесячнике.

Второе замечание относится к искусственному подогреванию покупательской активности. То есть в начале осени мы знакомимся с коллекциями на весну и лето и уже заранее понимаем свою неактуальность и устаревание. Если вы хотите идти в ногу со временем, вы должны платить уже сейчас, иначе модный поезд будет уже не догнать.

Мода как изнанка капитализма

Вообще, на Неделях моды тратятся совершенно космические деньги – десятки, а то и сотни миллионов долларов. Существует мнение, что недели моды приносят очень много денег обществу, однако огорчает то, что само это общество уже купается в деньгах. Корпоративные спонсоры платят, чтобы названия их брендов мелькали тут и там. Возможно, это и стимулирует продажи, но давно ли вы покупали йогурт Walgreens, производитель которого угощал гостей модных показов? Вы вообще слышали о существовании этого продукта?

Дизайнеры, участвующие в показах, тоже не могут рассчитывать на стопроцентный финансовый успех. Они платят огромные суммы за дефиле организаторам, моделям, визажистам, стилистам и еще целой армии работников. Да, Майкл Корс может легко расстаться с 500 тысячами долларов ради 15- минутного шоу, но большинство из дизайнеров отдают последние деньги. Молодой и очень талантливый дизайнер может вызвать шумиху в прессе, которая не гарантирует ему прилив клиентов, при этом он лишится последних копеек.

Мода как изнанка капитализма

Еще один негативный аспект моды – показное потребление. Конечно же, это никакая не норма, это сумасшедшая игра. Никто не будет воспринимать ваш показ всерьез, если он окажется скромным. В этом отношении Нью-Йоркская Неделя из сезона в сезон оказывается убыточной: для поднятия престижа организаторам приходится самим платить внушительные суммы обладателям громких имен за участие в мероприятии.

Кроме того, как и весь остальной мир, мода имеет четкую иерархию и деление на классы, и этого нельзя избежать. Особенно ярко это проявляется на крупных Неделях. С одной стороны, масса знаменитостей, аристократов и представителей элит, которые не делают вообще ничего, кроме демонстрации себя самих, при этом эта группа людей порой еще и получает гонорары за присутствие на том или ином мероприятии. С другой стороны, существует целая армия работников, которые занимаются организацией показов и других мероприятий. Эти люди работают круглосуточно, при этом зачастую не получая ничего взамен, так как нанимается этот персонал из стажеров. Ровно посредине находится прослойка из моделей, фотографов, стилистов, продакшна и так далее – это средний класс, который может заработать, но конечно, не так, как актрисы, появившиеся на показе в платье демонстрируемой марки. Конечно, найм стажеров и волонтеров не является чем-то специфичным именно для Недели моды. Эксплуатация людей, вообще, чистая форма капитализма: зачем платить кому-то, если можно не должны? Это называется экономическим рабством.

Мода как изнанка капитализма

Философ Жан Бодрийяр считал, что всякий смысл рождается из относительных сравнений. Например, вы хорош в баскетболе, но только по сравнению с тем, кто совсем не умеет играть. И вот эти смыслы – это некая принятая условность. Это можно сравнить со светофором: зеленый – идите, красный – стойте, желтый – будьте внимательны. Эти значения цветов – условность принятая в обществе, которая помогает установить порядок и упростить жизнь. То же самое и в моде: кто-то по праву своей звездности (тоже, кстати, понятии условном) получает все, кто-то – лишь возможность случайно встретить звезду.

Американский экономист Торстейн Веблен продолжил эту идею в книге «Теория праздного класса», где он ввел термин «обидное сравнение». Упрощая мысль Веблена можно сказать, что люди смотрят на себя в сравнении с остальным миром, нет никакой линейность, а только «лучше, чем я», «хуже, чем я». Эта идея активно эксплуатируется капиталистическим обществом. То есть вы гораздо хуже выглядите, если надели Gap, а не одежду с громким лэйблом (желательно заметным всем).

Мода как изнанка капитализма

Чтобы быть справедливыми, в конце заметим, что не все, кто причастен к миру моды, не обращают внимания на то, что это такое. Есть люди в каждом классе, которые активно борются с описанными ситуациями.