Искусство

Граффити – искусство, а не вандализм

Многие привыкли воспринимать граффити как проявление протеста, которое портит городской облик. Исписанные стены и вагоны метро, неразборчивые надписи и автографы путают возмущенных горожан. Однако граффити уже давно стало полноценным видом современного искусства.

Одну из ведущих ролей в популяризации и легитимизации стрит-арта сыграл британский художник-анархист Бэнкси. Его анонимная фигура стала настоящим символом уличной культуры, выведшим ее с улиц в художественные галереи. Постепенно его рисунки и трафареты стали так популярны, что их начали покупать ценители contemporary art.

Однако феномен Бэнкси не возник на пустой почве. Наверное, его предшественником можно назвать бруклинского художника Баския, который стоял в авангарде поп-арта 1980-х годов. Именно Жан-Мишель Баския с легкой руки Энди Уорхола стал первым художником, провозгласившим эпоху стрит-арта. Культура и искусство того периода просто немыслимы без его брутальных картин и уличных граффити.

Уличное искусство постепенно стало широко применяться в рекламе, дизайне и моде, а произведения граффитчиков начали выставляться на престижных аукционах и галереях. В их число входит даже респектабельная Tate Modern. Такая популяризация рождает определенные сомнения. Согласитесь, довольно сложно называться уличным художником, когда твои работы выставляются в галерее или занимают место в аукционном каталоге.

Повальное увлечение стрит-артом имеет и другую негативную сторону. Дело в том, что уличным художникам приходится сохранять свою анонимность, а это ведет за собой возможность подделывать их творения. Известны случаи, когда граффити, якобы принадлежащие руке того же Бэнкси, продавались по баснословной цене.

При этом следует учитывать, что любой уличный бомбер сильно рискует, нанося свои автографы на плоскости городского пространства. В любую минуту эти художники могут быть схвачены полицией и осуждены как хулиганы или вандалы. Существует мнение, что в некоторых мегаполисах есть специальные отделы правоохранительных органов, которые годами выслеживают особо дерзких граффитчиков.

Однако молодые художники продолжают создавать свои шедевры, делая выбор в пользу искусства. Искренность и брутальность такого поведения не может не подкупать, поэтому внимание к стрит-арту среди профессионалов продолжает расти. Работы, созданные для узкой закрытой аудитории, закономерно вызывают интерес широкой общественности. К ним постепенно начинают относиться как к полноценному виду искусства, а не проявлению вандализма.