Люди

Братья Вертхаймер – таинственные миллиардеры от Chanel

Наверное, Анри-Франсуа Пино и Бернар Арно – самые узнаваемые магнаты мира моды, они всегда на виду, а их имена постоянно мелькают в прессе. Совсем не такие Ален и Джерард Вертхаймеры – братья-миллиардеры, уже более 30 лет совместно управляющие легендарным Модным домом Chanel. Они редко показываются на публике, на модных показах сидят в третьем или четвертом ряду и любят повторять: «Chanel – это про Коко Шанель, это про Карла Лагерфельда. И это совсем не про семью Верхаймер». Парадоксально, но факт остается фактом: такая политика публичного поведения братьев идеально вписывается в концепцию элегантности самой Мадемуазель Коко: ничего лишнего, все на месте и все только по делу.

Братья Вертхаймер – таинственные миллиардеры от Chanel

Сегодня братья владеют состоянием в 19,2 млрд долларов. Каждый из них владеет половиной акций Chanel (всего 18,5 млрд долларов), также им принадлежат три французских виноградника, лучшие беговые лошади и шикарная коллекция предметов искусства. Модный бизнес – семейная привычка Вертхаймеров, Ален и Джерард являются владельцами Дома Chanel в третьем поколении, унаследовав его от своего отца.

История же началась так. В 1923 году дед братьев Пьер познакомился на скачках с Коко Шанель. Пьер предложил Шанель контракт: он производит ее легендарные духи на своей фабрике Bourjois, за что получает 70 процентов выручки. Так была основана компания Les Parfums Chanel. Так как контракт не мог удовлетворить Шанель, которая получала крохи от продаж духов-бестселлера, отношения предпринимателя и модельера ухудшились. Во время Второй мировой Коко так и не смогла взять под контроль компанию, а после войны и вовсе отдала все Пьеру, который согласился погасить ее огромные долги, спонсировать выпуск коллекций и оплачивать счета мадемуазель до конца ее жизни. В 1971 году Коко скончалась и компания перешла семье Вертхаймер.

Сын Пьера, Жак Вертхаймер мало интересовался модой и к середине 1970-х привел Дом в упадок. Кто-то должен был возглавить бизнес и на пост главы компании посадили 25-летнего Алена, который не смотря на юный возраст успел пройти практику в Moet & Chandon.

Молодой менеджер перенес флаконы Chanel №5 из аптек в роскошные магазины, запустил первую линию pret-a-porter, а в 1983 году нанял Карла Лагерфельда на пост креативного директора. О своей работе в Chanel Карл как-то сказал: «Есть только один святой человек в этом бизнесе. Это Ален Вертхаймер. Мы с ним заключили пакт, как Мефистофель и Фауст. Он поддерживает меня на 100 процентов, даже когда коллекция получается не слишком коммерческой».

Сегодня Дом моды Chanel выпускает косметику, парфюмерию, аксессуары, одежду pret-a-porter и haute couture, причем больше половины выручки приходится как раз на продажи парфюмерии и косметики. Рост продаж компании в 2011 году составил 26 процентов – лучший результат в сегменте «люкс», при этом до сих пор точно не известно, сколько магазинов Chanel существует в мире, известно лишь, что меньше, чем у Louis Vuitton. Аналитики и инсайдеры фэшн-индустрии говорят, что флер таинственности только на пользу марке. Редактор моды Washington Post и Newsweek Дана Томас как-то сказала: «У Chanel может выдаться несколько плохих сезонов, однако об этом никто не узнает. Братья играют вдолгую и по-умному». И с этими словами нельзя спорить.